Госкомиссия по радиочастотам выделила владельцам
железнодорожной инфраструктуры частоты в диапазоне 1800 МГц для создания сетей
eLTE — разновидности стандарта LTE. Главным пользователем частот станут РЖД.
Частоты для железных
дорог

Государственная комиссия по радиочастотам (ГКРЧ) решила
выделить на территории России частоты в диапазоне 1800 МГц (1785—1805 МГц) для
применения радиоэлектронных средств перспективных стандартов и технологий в
создаваемых технологических сетях связи на железнодорожном транспорте. Это
следует из опубликованного Минкомсвязи протокола заседания комиссии с участием
Минтранса, состоявшегося 11 сентября 2018 г.

Частоты выделяются неопределенному кругу лиц из числа
владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
Перечень соответствующих владельцев инфраструктуры Минтранс должен будет
направить в Роскомнадзор.

Будущие сети не должны создавать помех действующим сотовым
сетям стандартов GSM и LTE и метеорологическим радиолокационным станциям температурно-ветрового
зондирования в полосе 1774—1790 МГц (действуют до 1 февраля 2023 г.). При этом
по требованию Федеральной службы охраны (ФСО) радиоэлектронные средства будущих
сетей должны будут оперативно выключаться.

Как Минтранс пытался
создать LTE-сеть вдоль железных дорог

В решении ГКРЧ не сказано, какая именно технология будет
использоваться будущими сетями. Но из приложения к решению комиссии следует,
что это LTE TDD — одна из двух
разновидностей стандарта LTE, относящаяся к четвертому поколению сотовой связи.
Технология TDD предполагает, что передача и прием трафика разделяются по
времени.

Вдоль железных дорог России развернут сети eLTE

На указанных частотах в 1785—1805 МГц может работать
технология eLTE, модифицированная версия
стандарта LTE-TDD. Ранее Минтранс и РЖД уже инициировали рассмотрение ГКРЧ вопроса о выделении
данных частот, но комиссия откладывала решение вопроса.

В пресс-службах Минтранса и РЖД к моменту публикации не
ответили на запросы CNews относительно будущих сетей связи на железнодорожном
транспорте.

Источник CNews на телекоммуникационном рынке говорит, что
всего в России есть пять пользователей железнодорожной инфраструктуры, основным
из которых является РЖД. При этом собеседник издания выражает сомнения в
перспективах будущих сетей.

«Железнодородная инфраструктура — это только 0,05% от всей
территории страны, остается не понятным, что будет с этими частотами на
остальной территории, — говорит собеседник издания. — Кроме того, решение ГКРЧ
обязывает выключать будущие сети по требованию ФСО. Но как тогда они будут
обеспечивать движение железнодорожного транспорта?».

Кто еще хочет
использовать частоты в диапазоне 1800 МГц

На частоты в указанном диапазоне в 1785—1805 МГц претендует
также российско-китайское совместное предприятие «НИРИТ синвей телеком технолоджи»
(НСТТ). В 2012 г. оно приобрело четыре компании: «Юнисел», Белитон», «Кватро плюс»
и «Лардекс», владевших соответствующими частотами на всей территории России.

НСТТ хотело строить сети стандарта профессиональной
радиосвязи стандарта NG-1 (другое название — McWILL), разработанного
совладельцем компании — китайской Xinwei. Данный стандарт является разновидностью
так называемой транкинговой связи и обеспечивает передачу данных со скоростью
до 15 Мбит/с.

Однако Роскомнадзор отказался выдать НСТТ частотные
разрешения. В результате сети не были построены, и в 2016 г. ГКРЧ прекратила действие имевшихся у компании разрешений
на использование частот. НСТТ пыталась оспорить действия ГРКЧ в судебном
порядке, но безуспешно.

В конце 2017 г. ГКРЧ разрешила «дочке» НССТ — «Юнисел» — использовать полосу
частот 1785—1805 МГц для проведения натурных испытаний электромагнитной
совместимости радиоэлектронных средств стандарта NG-1 с другими
радиоэлектронными средствами на территориях Московской, Мурманской, Самарской и
Нижегородской областей, а также Краснодарского края.

Источник